четверг, 22 октября 2015 г.

Детям для школы





Проверяю уроки своей дочери и замечаю много изменений, которые произошли за годы после окончания мной школы. Это и появления, а потом исчезновения пятого океана ( помню, как нас дрессировали, что окенов 4) - Мирового океана; упрощение написания букв, исчезновения верхнего соединения буквы "о " с последующими, написание буквы "ы" как мягкого знака с палочкой и т.д. Недавно очень удивилась при разборе слова по составу: всегда в школе у глаголов обозначали окончание, а теперть это назвали формообразующими суффиксами. Вот зачем усложняют жизнь? При разборе всегда было понятно, почему они не входят в основу слов, а теперь... Вот как такое объяснить! 
Нашла полезную информацию, может кому ещё пригодится:


Есть полезная книжка из серии: Московский университет - школе "Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля." Авторский коллектив: В.А. Багрянцева, Е. М. Болычева, И.В. Галактионова, Л.А. Жданова и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. Если ребята хотят поступать в МГУ им. М.В.Ломоносова, то им предстоит сдавать и внутренний экзамен. Для этого экзамена трактовки очень важны. Это пособие дает многие полезные ориентиры. Для меня оно авторитетнее, чем многие школьные учебники. 

Еще до кучи имейте в виду ся, сь.
Сейчас их стали называть постфиксами (= после всего). Но детям этот термин не вводят. Для детей ся в слове улыбыться - суффикс. И в моется тоже. Но у детей сам факт того, что суффикс может идти после окончания, вызывает недоумение, а у некоторых - даже протест. Но ся и сь - это морфемы, совсем не похожие на окончания: мыть - мыться - разные слова. То есть исподволь добивайтесь понимания: глаголы СВ и НСВ - это разные слова.

Вообще, детей в младших классах постоянно нужно учить разграничивать: 1) это все одно слово, только разные формы, 2) это разные слова. 

Школа в целом мало внимания уделяет формированию механизмов идентификации и дифференциации. 
 
А. Н. Тихонов создал словари: Морфемный (на 100 тыс. слов) и Словообразовательный (на 145 тыс. слов). В том смысле, что не по верхам, а глубоко человек копал. И он все случаи с чь относит к основе: и печь, и жечь, и беречь, и стеречь, и др. под. Там же чередования: ч//к, ч//г в основе (пек, жег, берег, стерег). Как лучше давать детям, не знаю. Я после долгих мучений в Морфемном словаре даю так, как у Тихонова.
Кстати, есть установка на его словари ориентироваться. Особенно в отношении словообразовательного анализа. Мне учителя об этом писали.
Тогда у нас здесь в прошедшем времени нулевой суффикс (о том, что это вообще возможно, детям обычно не говорят), а также нулевое окончание. См.: пек - пекла, пекли. В других формах суффикс и окончание видим, в слове пек не видим. Такая трактовка, по-моему мнению, точнее. Слова ведь раньше имели форму на -ти: пекти, она и сейчас в диалектах встречается.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример:  стол  – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал  – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.). 

Запомни:

 В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

  • у существительных 2-го и 3-го скл. в форме И.п. и В.п. в ед.ч., если их формы совпадают, как у неодушевленных существительных: дом , конь , мать , ночь 
  • у существительных всех склонений в форме Р.п. во мн.ч.: машин , окон , солдат армий 
  • у кратких прилагательных в форме ед.ч. м.р.: здоров , рад , счастлив 
  • у глаголов в форме изъявительного наклонения, прошед. времени, ед.ч., м.р.: читал , писал , считал 
  • у глаголов в форме условного наклонения, ед.ч., м.р.: прочитал  бы, написал  бы, сосчитал  бы
  • у глаголов в форм повелительного наклонения единственного числа: пиши , читай , считай 
  • у кратких страдательных причастий в форме ед.ч. м.р.:  написан , прочитан  

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

 

Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть-тичитатьидти, суффикс прошедшего времени –лходил, повелительного наклонения  смотри, степени сравнения прилагательных и наречий :тише